Хочется работа над ошибками

03.12.2021

Работа над ошибками – неотъемлемая часть учебного школьного процесса, ведь её цель – помочь детям разобрать и проработать ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Считается, что если ученик будет правильно выполнять работу над ошибками, то это позволит ему быстро ликвидировать пробелы в знаниях, поможет ему научиться систематизировать и закреплять полученные знания. Кроме того, данный метод должен обеспечивать дифференцированный подход к ученикам, так как каждый будет прорабатывать свои собственные слабые места.

В чём проблема метода?

Как выполняется работа над ошибками в тетради? Классический порядок действий выглядит следующим образом:

  • Ребёнок выписывает слово из письменной работы, где совершил ошибку.
  • Ставит ударение, выделяет орфограммы.
  • Подчеркивает место, где была совершена ошибка.
  • Подбирает несколько слов или словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Почему работа над ошибками не помогает научиться грамотно писать

Проблема метода в том, что он не учит видеть «ошибкоопасные места». Ученик закрепляет правильное написание слово только в конкретной грамматической ситуации. В дальнейшем, когда это слово уже встречается в другой форме (добавляется суффикс, приставка), то ребёнок не узнаёт его и опять совершает ошибку.

Почему возникает такая ситуация и как правильно делать работу над ошибками?

Конечно, в большинстве случаев базовая причина – незнание конкретного правила русского языка и неумение его применять на практике. Но многие дети, даже если знают правило «на зубок», всё равно совершают ошибки, а работа над ними не приносит желаемого результата.

Почему так происходит? Опыт работы специалистов Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе с детьми с трудностями в обучении показывает, что истинными причинами появления ошибок на письме часто являются:

  • Выраженные моторные трудности, которые проявляются в том, что ребёнку изначально трудно писать. Сегодня всё чаще встречаются дети, которым даже правильно ручку держать трудно и даже больно.
  • Именно моторные трудности определяют неумение видеть ошибкоопасные места, то есть у ребёнка просто не хватает внимания и сил следить ещё за тем, что он пишет. Все силы забирает сам процесс написания.
  • Всё вышеизложенное определяет низкий уровень мотивации к выполнению письменных работ и тем более работы над ошибками, так как ребёнок просто не видит в них смысла. Ведь он знает, что как бы он не старался и сколько бы не выполнял работу над ошибками, всё равно он их допускает.
  • В основе всех этих проблем лежит рассогласованность в работе полушарий мозга и неправильно сформированная нейродинамика. При низкой нейродинамике мозгу требуется прикладывать колоссальные усилия для контроля движений глаз и руки. В итоге ему просто не хватает ресурса, чтобы одновременно ещё видеть слова, где существует высокая вероятность совершения ошибки.
  • Слабый навык чтения вслух. Это одна из причин высокой безграмотности современных детей, а также скудного их словарного запаса. Ведь в основе грамотности лежит понимание значения слов и словообразований, а понять это можно только за счёт самостоятельного чтения.

Работа над ошибками в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Более подробно узнать о том, почему для грамотного письма и быстрого осознанного чтения в первую очередь требуется сформировать у ребёнка  умение видеть ошибкоопасные места, изложено в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».

А если ребёнок ещё страдает дислексией, дисграфией, то к обычным пунктуационным и орфографическим добавляются ещё и дислексические ошибки: замена/смешение букв, пропуски слогов и букв, нарушение согласования слов в предложении и т.д.

Более того, работа над ошибками при дисграфии и дислексии детям причиняет физическую боль и эмоциональные страдания.

Также стоит отметить, что у многих современных школьников и без наличия дислексии в тетрадях часто встречаются дислексические ошибки. И причина здесь всё та же – несогласованная работа полушарий мозга.

Другими словами, чтобы работа над ошибками действительно приносила пользу, нужно научить мозг видеть эти ошибки, то есть предупреждать их, а не исправлять!

Значительного улучшения результатов в учёбе на программах в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе получается добиваться в короткие сроки только за счет стимуляции левого полушария мозга и общего повышения уровня согласованности в работе двух полушарий.

Работа ученика без ошибок после курса “Успешный Старт”

Как помочь ребёнку правильно делать работу над ошибками?

Для этого в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяются авторские техники и методики, цель которых – обеспечить согласованную работу полушарий мозга и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.

Особенность программ коррекции по методу Татьяны Гогуадзе состоит в том, что дети повышают свой уровень грамотности без выполнения работ над ошибками. Более того, они вообще не выполняют каких-либо письменных работ! Потому что…

Мозг не прощает нам ошибки, он их фиксирует.
Учитель-дефектолог Гогуадзе Татьяна Валерьевна

Вот почему в программах Татьяны Гогуадзе преодоление безграмотности на письме и в чтении достигается при полном исключении работы над ошибками и за счёт:

  • Применения методики графокоррекции. Данная методика лежит в основе всех коррекционных занятий с детьми школьного и дошкольного возраста, но прежде всего отлично подходит тем детям, которым нужно в краткие сроки выйти из кризиса обучения, научиться быстро читать и грамотно писать.
  • Регулярного орфографического чтения. Это уникальное и простое упражнение, которое можно включать в активную практику уже с первого класса. Благодаря ему повышается чёткость артикуляции, обостряется фонематический слух, развивается орфографическая зоркость, а это всё положительно влияет на уровень грамотности как письменной речи, так и устной.
  • Выполнения специальных физических упражнений, которые направлены на стимуляцию работы левого полушария мозга. Ведь именно оно отвечает за контроль грамотности, да и порядок в тетради.

Ребёнок перестал выполнять работу над ошибками после курса “Успешный Старт”

Более того, включение в ежедневный распорядок ребёнка физической активности позволит ему не только лучше себя чувствовать, но и решить многие проблемы с учёбой.

Благодаря согласованной работе мозга, глаз и рук ребёнок научится видеть ошибкоопасные места. В результате повысится уровень его грамотности, а выполнять работу над ошибками по диктанту и даже математике ему больше не придётся!

Внимание! 

Прежде чем начать тренировки по графокоррекции, обязательно проконсультируйтесь с автором методики, не принесёт ли предложенный способ коррекции нейродинамики вреда здоровью вашего ребёнка.

Записывайтесь на приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе – и мы поможем каждому ребёнку справиться с трудностями в обучении.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Ева Резван сформулировала пять шагов «работы над ошибками», которые помогут справиться с разочарованием, компенсировать ущерб и предотвратить неверные действие в будущем.

Для начала определимся с терминологией. Давайте будем считать ошибкой некое сознательное действие, либо неверное само по себе, либо совершённое неверным путем, в неверное время или в адрес не того человека или объекта. Ключевое слово тут — «сознательное». Всё, что делается неверно, но случайно — не ошибки, а неточность, невнимательность или халатность. Случайные действия и недопонимания бессмысленно анализировать. Случайности происходят вне наших намерений, мы не можем их контролировать, а значит, нечего забивать ими голову.

Ошибки — это совсем другое. Переходим к способам их исправления и готовности жить дальше.

Шаг 1

Первое, что надо сделать, когда ошибка диагностирована, — не дать ей «расползтись», то есть не экстраполировать одно ошибочное действие на все остальные. Не дать мыслям вроде «я сделал это не так, потому что я всегда делаю всё не так» охватить ваше травмированное неудачей сознание. Стремление к обобщениям в повседневности частенько оборачивается злом. Крайне мало процессов в нашей жизни действительно имеют всеобъемлющий характер. И вот это «я всегда» и «я никогда» — не более, чем гипербола, выражающая текущую эмоциональную реакцию.

Сделанная ошибка — это вполне конкретное, самостоятельное действие. Безусловно, имеющее предпосылки, но в любом случае единичное, даже если стоит в ряду других похожих событий. Так и надо к ней относиться, иначе можно просто сойти с ума от масштаба собственноручно придуманной катастрофы.

Шаг 2

Оценить масштаб ущерба от ошибки «в глаголах». То есть выключить эмоциональную составляющую, и включить аналитику. Вместо того, чтобы ахать и охать, какой вы глупый/ужасный/несчастный человек, составить список понесённых потерь и следующих из этого действий. Например, вы сказали кому-то резкость, и теперь вынуждены делать что-то сами или, наоборот, потеряли возможность получать или делать что-то нужное или приятное. Действие всегда влечёт за собой другое действие. Главная проблема любой ошибки в том, что она влечёт за собой действия нежелательные и неприятные. На данном этапе важно понять, какие именно. Ваша цель: понять, что ошибка «сделала». Так будет проще с ней потом работать.

Шаг 3

Определить точки возмещения ущерба. Ошибка диагностирована, ущерб оценен и описан. Теперь всю эту историю надо исправлять. Не всё в жизни можно исправить и вернуть. Но гораздо больше, чем нам думается. Когда мне было лет семь, я прочитала в детской книжке про лисёнка фразу, которая поразила меня до глубины души. «Безвыходных ситуаций не бывает. Безвыходна только смерть». Я даже не знаю автора, вложившего эту мудрость в уста Папы Лиса, рассказывающего сыну о мироустройстве, но слова эти запомнила на всю жизнь.

Если ваша ошибка не повлекла за собой таких тяжких последствий (давайте всё же смертельные исходы не рассматривать), всё остальное можно компенсировать. Всё совсем просто, если речь идет о деньгах. Как говорится, проблема, решаемая деньгами — не проблема, а задача.

С человеческими отношениями сложнее, но тоже некритично.

На данном этапе вам нужно пройтись по списку потерь и коротко накидать план действий по каждому пункту. Коротко — потому что если вы начнёте глобально анализировать каждый шаг, велик риск увлечься и не закончить весь список в обозримом будущем. А нам важно на выходе получить детальную картину без излишнего драматизма.

Самым главным итогом действий по этому пункту должны стать чётко обозначенные события, явления и результаты, по которым вы сможете «закрыть позиции», поставить галочку «Выполнено» и, наконец, выдохнуть.

Шаг 4

Провести профилактику ошибок. Ошибки не появляются из пустоты. Им почти всегда что-то предшествует — состояния, настроение, события, определенные люди или явления. Например, я знаю, что бываю резка и раздражительна, когда хочу есть. Или в обществе одной моей родственницы не могу удержаться от сарказма и едких замечаний.

Оглянувшись назад, каждый сможет выявить некую зависимость сделанных ошибок от чего бы то ни было. Кстати, при систематизации причин вы с удивлением отметите, что их не так уж много. В основном, из состояния равновесия нас выводит одно и то же.

Теперь подумайте о том, как эти причины можно нейтрализовать, пока они не набрали критической массы. Скажем, я честно предупреждаю домашних, что всё общение между нами возможно только минут через 20 после начала ужина.

Шаг 5

Возможно, ошибка — не ошибка. Помните расхожее выражение «всё, что ни делается, всё к лучшему»? С ним можно поспорить. Любой из нас запросто приведёт примеры того, что совершенно точно «не к лучшему». И всё же в нем есть смысл. Наши намерения так или иначе несут позитивный смысл. Даже разрушая что-либо, человек делает это во имя каких-то, иногда одному ему понятных, благих побуждений. Ошибка говорит о некоем намерении, осуществленном не должным образом. Например, вы обидели человека, сказав резкость. Но ведь на самом деле вас давно в нём что-то раздражало или вы даже вовсе хотели бы прекратить общение. Позитивным намерением можно считать ваше наивное, подсознательное желание этого человека изменить. Или, на худой конец, оградить себя от досадного контакта. В данном случае вы просто выбрали не тот способ для реализации своего намерения. Всё можно сделать мягче и без ущерба для себя. Но цели-то своей вы достигли. Значит, не такой уж ошибкой был ваш поступок.

Есть мнение, что ошибки нам необходимы, так как дают нужный опыт и в конечном итоге усиливают наши жизненные позиции. Это верно лишь когда ошибки исправлены и правильные уроки извлечены. Иначе они будут повторяться вновь и вновь, по мере накопления наращивая критическую массу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

От ошибок не застрахован никто. И как бы мы ни стремились совершить их как можно меньше, ошибки все равно случаются. Их спутники — разочарования, обиды, стресс. Но у ошибок есть и положительная сторона, если правильно на них реагировать, — это опыт, который пригодится в дальнейшей жизни. Извлечь его помогает «работа над ошибками». О том, как правильно сделать работу над ошибками, вы узнаете из статьи.

Как учиться на своих ошибках?

ошиб1.jpg

Один из секретов успешных людей звучит примерно так: нет ошибок — есть только опыт. Если вы научитесь воспринимать свои просчеты как источники опыта, то сможете их не повторять. Помогают в этом техники саморазвития, такие как модификация опыта и работа над ошибками.

На вопрос: нужно ли анализировать свои ошибки? — психологи однозначно отвечают «да» и рекомендуют завести дневник, который так и называется «Работа над ошибками».  Это может быть как бумажный вариант, так и электронная таблица. Важно, чтобы никто кроме вас не имел к нему доступа — для того чтобы учиться на своих ошибках, придется максимально честно давать оценки своим мыслям и действиям и фиксировать все это в дневнике.

Как провести работу над ошибками? Один из главных принципов — регулярность. Заполнение дневника может стать частью вечерних ритуалов, когда свежи воспоминания о прожитом дне, или одной из привычек в личном тайм-менеджменте.

Как правильно делать работу над ошибками?

ошиб2.jpg

Люди, которые учатся на своих ошибках, при заполнении дневника фактически проводят самокоучинг. Такой подход часто дает ответ на вопрос: как исправить ошибку в жизни.

Алгоритм работы над ошибками:

  1. Сосредоточиться, вспомнить и записать ошибки и неприятные события, которые с вами произошли. В этом помогут метод «5 пальцев» или «Колесо баланса» — вы проведете экспресс-анализ важных для вас сфер жизни.
  2. Выявить причины ошибок и неприятностей. Попробуйте применить метод «5 Почему?», который поможет докопаться до сути. Помните, что причину нужно найти в себе — в ваших мыслях и действиях. Выписать причины каждой ошибки.
  3. Проанализировать возможность исправления: могу ли я изменить то, что произошло? Если ничего изменить нельзя, можно ли свести к минимуму последствия ошибки? Как это сделать? Кто может мне помочь? 
  4. Продумать профилактические действия. На этом этапе следует возвратиться к шагу 2: что я могу предпринять, чтобы устранить причины, приводящие к подобной ошибке? Какие действия помогут не совершать похожие ошибки в будущем?
  5. Сформировать новые привычки — это этап так называемый этап редакционной работы над ошибками. Вы составляете план, как внедрить в жизнь действия, которые вы записали на шаге 4.

Бесплатная консультация с коучем EDPRO

Бесплатная консультация с коучем EDPRO

Вопросы, как выполнить работу над ошибками, а также как учиться на своих ошибках, встают перед человеком в любом возрасте. Учиться на ошибках или избегать их? Психологи считают, что если вы умеете учиться на ошибках, то избегать их не придется.

Научиться тому, как делать работу над ошибками, а также освоить другие методы и техники личностного роста и саморазвития можно на программе «Психологическое консультирование и коучинг», пройти которую приглашает Академия EdPro.

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.

В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом

12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне

13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь

14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Ошибаться, конечно же, неприятно. Однако ошибки — это главный источник нашего жизненного опыта. Каждая из них делает нас немного мудрее, помогает лучше понять окружающий мир и самих себя, помогает вывести на новый уровень наши навыки и личные качества.

Проблема в том, что у большинства людей «обучение на своих ошибках» происходит спонтанно и неосознанно. В результате многие совершенные ошибки ничего не добавляют в копилку их личного опыта: они воспринимаются исключительно как источник страданий, а потому очень часто повторяются снова и снова.

Сегодня мы поговорим об одной простой, но очень мощной технике саморазвития, которая называется «Работа над ошибками». Она помогает учиться на своих ошибках более сознательно, извлекать из них максимум опыта и почти сразу менять свою жизнь к лучшему.

Дневник «Работа над ошибками»

Для использования этой техники вам потребуется завести специальный дневник, который будет называться «Работа над ошибками». Это может быть бумажная тетрадь, текстовый файл на компьютере или электронная таблица.

Обратите внимание на следующее:

1. Дневник должен быть по-настоящему тайным. Не показывайте его никому, даже друзьям и близким. Еще лучше, если никто вообще не будет знать о его существовании. Дело в том, что вам придется записывать в него довольно неприятные факты о себе. И если вы знаете, что эти записи кто-то будет читать, то невольно начнете все цензурировать и приукрашать, из-за чего эффективность техники упадет в разы.

Храните дневник там, где на него никто не сможет натолкнуться даже случайно. Если вы делайте записи в файл, уберите его в какую-нибудь неприметную папку и закройте паролем.

2. Работа с дневником должна быть регулярной. Лучше всего заполнять его вечером, пока свежи воспоминания, но можно это делать и по утрам (в этом случае вы будете разбирать вчерашний день). Также можно работать с дневником один раз в неделю, например, по воскресеньям. Имейте в виду: чем больший период времени вы рассматриваете, тем больше событий ускользает от вашего взора.

Дневник может быть как обычным текстом, так и таблицей — это дело вкуса.

Если вы решили работать с электронной таблицей, закрепите в ней верхнюю строку и установите в свойствах ячеек «перенос текста». Саму таблицу размечаем следующим образом:

 Разметка таблицы для "Работы над ошибками"

Если вы решили работать с обычным текстом, вам не нужно ничего размечать: просто по очереди записывайте все этапы.

Итак, приступим. Анализ ошибок в дневнике состоит из 5 этапов:

Этап 1. Вспомнить и записать ошибки

На этом этапе мы выписываем все ошибки, которые совершили за день или за неделю. Ошибками будут считаться не только наши явные промахи, но и любые неприятные события.

Дело в том, что каждое такое событие — это всегда в какой-то степени следствие наших поступков. Если же мы воспринимаем неприятности как сугубо внешние явления, мы словно говорим себе, что не контролируем ситуацию. А поверив в это, мы становимся пассивными жертвами обстоятельств и уже ничего не можем изменить.

Безусловно, бывают такие ситуации, когда от нас действительно ничего не зависит. Но очень часто это не так.

Предположим, что сегодня на нас накричал начальник. Он хам, псих и самодур? Очень может быть. Но была ли у нас возможность предотвратить конфликт? Наверняка да. Например:

  • Мы могли сдать ему этот злосчастный отчет еще вчера.
  • Мы могли вежливо, но твердо поставить его на место (хамство вообще терпеть не стоит).
  • Мы могли найти работу с нормальным руководителем и т. д.

Если же мы снимаем с себя ответственность за эту ситуацию, мы отказываемся от активной жизненной позиции и начинаем пассивно плыть по течению.

Итак, записываем ошибки. Для этого мысленно «прокрутите» в голове весь прошедший день (или неделю) и попробуйте вспомнить следующее:

1. Какие явные промахи вы совершили?
2. Какие дела не удалось сделать? Какие планы сорвались?
3. Какие неприятности с вами произошли?
4. Из-за чего у вас портилось настроение?
5. С кем возникали конфликты и недопонимания?

Вот такой примерно список у вас может получиться:

Составляем список ошибок

Здесь, кстати, удобно пользоваться методом пяти пальцев, о котором мы как-то уже писали. Суть его в том, чтобы перебирать прошедшие события по жизненным сферам: мысли, знания, эмоции, общение, здоровье и т. д.

Также полезно делать пометки в течение всего дня или недели. Формулировать сами ошибки не надо: просто запишите в блокнот или на диктофон пару слов, которые помогут вам вспомнить о событии. Например: «автобус», «продавец в магазине», «удалил файл», «забыл ключи» и т. д.

После того как вы записали все ошибки, посидите еще 2–3 минуты, прежде чем двигаться дальше. Часто в эти минуты в голову приходят всякие неприметные события, о которых мы сразу не вспомнили.

Этап 2. Выявить причины ошибок

Теперь мы должны найти причину каждой записанной ошибки. Этот этап поможет нам выявить свои «слабые места» и понять, что конкретно нужно исправить. Подумайте: почему произошло то, что произошло?

Вот что примерно должно у вас получиться:

Находим причины ошибок

При анализе причин важно придерживаться принципа «Mea culpa» (в переводе с латыни — «моя вина»). Иными словами, мы должны в первую очередь искать причину произошедшего в своих действиях. Еще раз: мы можем что-то изменить лишь тогда, когда берем на себя ответственность за то, что произошло.

Даже если у неприятного события есть явные внешние причины, подумайте: могли ли вы его предотвратить? Могли ли вы к нему как-то подготовиться? Если да, то именно это и следует записать как причину.

Например, мы пошли в лес за грибами, попали под дождь и до нитки промокли. Дождь, естественно, случился сам по себе и на это мы повлиять никак не могли. Однако мы могли перед выходом из дома посмотреть прогноз погоды или взять с собой плащ-дождевик.

У некоторых событий может быть несколько причин — это нормально. В этом случае можно записать их все или же выбрать из них только самую главную.

Этап 3. Исправление ошибок

На этом этапе мы выясним: а нельзя ли эти ошибки хоть как-нибудь исправить? Подумайте:

  • Можно ли изменить то, что произошло?
  • Если нельзя, то можно ли минимизировать или компенсировать последствия этих ошибок?

Каждая ошибка — это всегда какой-то ущерб, нанесенный нашей жизни, нашим планам и нашему душевному равновесию. И в идеале было бы здорово этот ущерб если не ликвидировать, то хотя бы чуть-чуть «сгладить».

Вот как это может выглядеть:

Можно ли исправить ошибки?

Увы, но многие ошибки в нашей жизни исправлению не подлежат. И если эта графа часто будет оставаться у вас пустой, не переживайте: так и должно быть. Просто переходите к следующему этапу.

Этап 4. Меры профилактики

Теперь самое главное: мы должны понять, как не допустить повторения этих ошибок. На данном этапе нужно для каждой ошибки придумать свои меры профилактики. Обычно это либо правила, которые следует соблюдать, либо задачи, которые следует выполнить. Например:

Профилактика

Этот этап — «сердце» нашей техники. Каждая такое правило и каждая задача — это то, что помогает нам изменить свою жизнь к лучшему. Даже если сами изменения выглядят совсем небольшими, со временем они будут накапливаться и давать потрясающий результат.

Как разрабатывать меры профилактики? В первую очередь нужно смотреть в раздел «Причины»: именно там обычно и скрыт «корень проблем». Если мы устраняем причину ошибки, то исчезает и сама ошибка.

Например, я проспал на работу. У этой неприятности есть две причины: я поздно лег спать, а утром не услышал будильник на смартфоне. Теперь у меня появятся одно новое правило и одна регулярная задача:

  1. Ложиться спать не позднее 23–00.
  2. Устанавливать на смартфоне сразу два будильника с интервалом в 5 минут.

Как вы уже поняли, для одной ошибки может быть создано сразу несколько правил и задач.

Этап 5. Внедрение улучшений

Недостаточно просто придумать правила: еще нужно сделать так, чтобы эти правила сразу же начали работать и менять жизнь к лучшему. Если не внедрять их специально, они будут мертвым грузом «пылиться» в нашем дневнике. Высока вероятность, что вскоре мы о них забудем и снова допустим уже проработанные ошибки.

Поэтому на последнем этапе нужно определить: с помощью какого инструмента мы будем внедрять эти правила? Вот как это выглядит:

Внедрение правил

Рассмотрим эти инструменты чуть более подробно.

1. Разовая задача. Это задача, которую нужно выполнить всего один раз, чтобы предотвратить дальнейшее повторение ошибки или проблемы. Например, если у нас есть проблема «тормозит компьютер», нам достаточно «купить дополнительный блок ОЗУ на 16 Гб».

Задачу записываем в органайзер (если у вас его еще нет, то обязательно заведите) на тот день, когда ее удобно будет выполнить.

Разовые задачи

2. Регулярная задача. Это задача, которую нам нужно периодически повторять: каждое день, каждую субботу, каждый месяц и т. д. Например, если мы по дороге с работы постоянно забываем купить продукты, нам потребуется создать регулярную задачу-напоминание «Не нужно ли зайти в магазин?».

Регулярные задачи

То же самое: создаем в органайзере новую задачу (можно привязать ее к конкретному времени) и настраиваем ее повторение. Подробнее о том, как работать с такими задачами, вы можете прочитать в нашей статье «Повторяющиеся задачи».

3. Рабочий чек-лист. Чек-листы — это очень удобный инструмент для организации любых повторяющихся процессов. Сюда относятся тренировки и занятия спортом, мероприятия по уборке, уход за питомцами, проверки, аудиты, создания типовых продуктов и т. д. Если вы регулярно пользуетесь чек-листами, вам будет легче предотвращать ошибки: допустив какой-нибудь промах, просто добавьте в чек-лист новый пункт для его профилактики.

Чек-лист

О создании рабочих чек-листов у нас была отдельная статья.

4. Трекер привычек. Некоторые правила потребуют от нас выработки новых привычек или изменения старых. Для этой цели в тайм-менеджменте используется несколько инструментов, из которых самым популярным является трекер привычек:

Трекер привычек

Работает он очень просто: каждую привычку, которую нам нужно выработать или изменить, мы добавляем в трекер и отслеживаем ее соблюдение.

5. Личный кодекс. Это еще один очень мощный инструмент саморазвития, о котором следует как-нибудь рассказать отдельно. Он представляет собой свод персональных правил и принципов на все случаи жизни: от общения с людьми, до ухода за домом.

Для создания кодекса можно использовать блокнот, общую тетрадь или текстовый файл.

Личный кодекс

Отрывок из личного кодекса

В кодексе может быть несколько разделов. Например:

  • Главные правила;
  • Мои моральные принципы;
  • Общение с людьми;
  • Бизнес;
  • Клиенты;
  • Здоровье;
  • Автомобиль и т. п.

Чтобы кодекс работал, его нужно регулярно и вдумчиво перечитывать. В этом случае правила будут «впитываться» и становиться неотъемлемой частью нашей личности.

Теперь, когда мы разобрались с инструментами, можно подобрать для каждого правила подходящий способ внедрения. Обратите внимание: после этого вам нужно сразу же разложить все задачи и правила по «своим местам»: в органайзер, в трекер привычек и т. д. В противном случае о них можно очень быстро забыть.

Заключение

Алгоритм только на первый взгляд кажется большим и громоздким, но на практике он не отнимает много времени. Обычно «работа над ошибками» занимает не более 10–15 минут в день.

Если у вас совсем мало времени, попробуйте выполнять эту технику один раз в неделю. Также можно использовать ее упрощенный вариант: записывать не все ошибки, а только 3 самых значительных.

Наиболее частая проблема с дневником — это повторение ошибок. То есть, мы анализируем ошибку, внедряем профилактические меры, а она все равно повторяется. Здесь есть два варианта:

Вариант 1. Неправильно установлены причины. Подумайте, что еще может вызывать эту ошибку? Что вы могли упустить?

Лайфхак. У ошибки может быть много причин. Но есть и одна универсальная причина: мы совершаем ошибку потому, что у нас есть возможность ее совершать. И чтобы ошибка исчезла, достаточно устранить эту возможность.

Например, мы отвлекаемся на социальные сети во время работы. Как сделать, чтобы это стало невозможным? Тут много вариантов: выйти из всех аккаунтов, использовать другой профиль браузера или даже отключать интернет.

Вариант 2. Неправильно выбраны меры профилактики или способы их внедрения. Здесь, к сожалению, нет универсальных решений: вам придется немного поэкспериментировать.

Лайфхак. Лучше всего работают простые «механические» методы, которые не требуют размышлений и самоконтроля.

Например, ежедневно по дороге с работы мы заходим в кондитерский магазин и покупаем пирожные, набирая лишний вес и лишние комплексы. Мы, конечно же, можем здесь использовать и трекер привычек, и личный кодекс. Но гораздо проще и эффективней будет изменить свой обычный маршрут с работы.

Еще одна частая ситуация с дневником — это отсутствие серьезных поводов для записи. В этом случае, если есть настроение, можно совершить «экскурсию в прошлое» и поразмышлять над старыми ошибками. Однако вполне допустимо просто наградить себя «выходным» за удачный день.

Поделиться:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Работа над ошибками в начальной школе

как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.

  Учитель начальных классов: Пищикова Л.Ю.

                                                 2021 – 2022 уч.год

     Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей.

      Ребенок приходит в 1 класс, имея различный уровень развития и подготовки. Перед учителем стоит задача формирования грамотного письма, а

для этого необходимо умение видеть орфограммы, определять их слабую позицию и находить проверочное слово (ставить в сильную позицию).

   Вот поэтому важное место в формировании орфографической грамотности занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

Прежде всего, необходимо выявить причины, которые порождают ошибки обучающихся:

           1) слабое развитие познавательных способностей;

           2) не видит орфограммы;

           3) не умеет разграничить вид ошибки;

           4) не знает алгоритм проверки

           5) не умеет применить правило.

Разнообразные  методы и приёмы зависят от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. Чем старше ребёнок, тем больше возрастает самостоятельность работы над ошибками.

С целью активизации учебной деятельности обучающихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, необходимо использовать различные способы исправления ошибок (вынос номера орфограммы на поля, подчеркивание допущенной ошибки, выделение слова с допущенной орфограммой и т.д.). Выбор способа должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

      В 1-2 классах работа над ошибками приносит эффективность в коллективной форме, так как еще не сформированы знания всех орфограмм, нет навыка самостоятельной работы, недостаточно четкое владение алгоритмом самостоятельной работы.

      В 3-4 классах обучающихся можно разделить на 4 группы.

Каждая группа характеризуется как качественными, так и количественными показателями, что является основанием для применения того или иного способа исправления ошибки.

Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, систематически выполняют работу над ошибками и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы, на которую допущена ошибка, и в выборе соответствующего способа ее исправления.

Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают и исправляют их во время самопроверки или взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, и не испытывают при этом затруднений в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Третья группа включает учащихся, которые допускают 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время самопроверки и взаимопроверки, эпизодически выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, не выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

      На протяжении обучения состав групп меняется в зависимости от уровня развития умения выполнять эту работу, с целью развития самостоятельности учащихся в процессе работы над ошибками.

Уроки, содержащие работу над ошибками, должны иметь в своей структуре следующие этапы:

        1) анализ письменных работ;

        2) повторение соответствующего теоретического материала;

        3) показ учителем приемов работы над ошибками;

        4) упражнения в закреплении данных орфограмм;

        5) задание на дом.

Работа над ошибками — очень трудный этап для младших школьников, он требует огромного внимания со стороны учителя и родителей.

Поэтому:

  1.  на собраниях и консультациях для родителей провожу обучение правильной работе над ошибками, даю советы по предупреждению ошибок, знакомлю с нормативами оценивания письменных работ;
  2. с 1 класса даю детям памятку по работе над ошибками;
  3.  при проверке тетрадей орфографическая ошибка выносится за поля (/) и указывается номер орфограммы, пунктуационная ошибка — галочка на полях.

     Важно, чтобы обучающиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

     В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

     Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные обучающимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

     «Общий принцип исправления ошибок, сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, а чтоб ученики работали над своими ошибками».

                                                                                   Н.С. Рождественский

А работать они будут тогда, когда им будет ясно, что нужно делать.

                     У каждого моего ученика есть памятка.

                                              Работа над ошибками

                         Ошибки в написании

            Алгоритм работы над ошибками

1

Пропуск, перестановка, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма.

Запиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.  

2

Заглавная буква в начале предложения.

Дети ждали приезда отца

Запиши предложение правильно.

3

Заглавная буква в именах собственных, Россия, Рубцовск, Алей, Ирина, Барсик.

Запиши слово правильно, приведи пример.

4

Перенос слова. Предпочтителен такой перенос, при котором части слова не разбиваются  (подо-ждать  по-гулять)

Запиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса.

Сос|на .Приведи  пример.

5

Непроверяемые  безударные гласные в корне слова:   квартира (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, приведи пример.

6

Непроверяемые  согласные в корне слова:   вокзал (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример.

7

Гласные  –и, — а,-у  после шипящих согласных: мыши, чаща, щука.

 Запиши слово, подчеркни орфограмму, приведи пример.

8

Проверяемые безударные  гласные  в корне слова: трава — травы

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь  ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

9

Парные согласные в корне слова:

 завод – заводы, берёзка- берёзы

Подбери проверочное слово, запиши слово  верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

10

Непроизносимые согласные в корне слова: устный – уста, честный – честь,

опасный — опасен

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

11

Сочетание –чк,- чн , щн, рщ  пишется без мягкого знака: дочка, ночка, сливочный, овощной.

Запиши слово. Подчеркни сочетание, приведи пример.

12

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных: конь,   вольно,   ходьба  

Запиши слово правильно, приведи пример.

13

Буквы ь и ъ разделительные

въезд, объявление, бьёт,  полью

Определи часть слова. Запиши слово правильно, приведи пример.

14

Безударные гласные – е-  -и— в окончаниях имён существительных

узнал (о чём)?)о газете ( 1-е скл., пр.п.)

рассказал (о чём?) о журнале, ( 2-е скл., пр. п.),

написал (о чём?) о повести ( 3-е скл., пр.п.)

Выпиши словосочетание с вопросом. Определи склонение и падеж имён существительных. Вспомни правило, запиши  слово верно. Выдели окончание, приведи пример.

15

Мягкий знак  на конце существительных в именительном падеже единственного числа после шипящих

 речь (ж.р.);   ключ (м.р..)

Определи род и склонение имени существительного. Вспомни правило. Запиши слово правильно, приведи пример.

16

Удвоенные согласные в корне слова

Пассажир ( по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

17

Удвоенные согласные на стыке частей

длинный, рассвет 

Напиши слово. Выдели части слова. Подчеркни удвоенную согласную, приведи пример

18

Правописание  приставок

заехал, приехал

Если слово с  предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

 Если слово с приставкой, запиши его и выдели приставку, приведи пример.

19

Гласные – о, — е-  в окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

 ключом, полотенцем, ершом

Определи падеж существительного. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

20

Правописание  предлогов с существительными и местоимениями:

по_небу (какому?) по_темному небу

разговаривал (с кем?) со мной

Если слово с  предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши правильно, приведи пример

21

Гласные ё – о после шипящих в корне слова:

Жёлтый – желтеть, шёпот – шептать.

Запомни: шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, шов, шок.

Запиши слово правильно. Подбери родственное слово так, чтобы  в нем была буква  -е-  напиши его, приведи пример.

22

Буквы  и –ы после ц:

  1.  Цифра, лекция (на ция)
  2. Птицы, синицын
  3. Запомни:

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Определи часть слова. Запиши правильно. Выдели часть слова, приведи пример.

23

Соединительные гласные о и е

Луноход, землетрясение

Определи  корни сложного слова. Запиши слово правильно. Выдели корни. Подчерни соединительную гласную, приведи пример.

24

Безударные гласные в окончаниях прилагательных: летом — (каким?) ранним

От существительного задай вопрос к прилагательному, запиши. Выдели окончание у вопроса и у прилагательного, приведи  пример.

25

Безударная гласная в личном окончании глагола: Знает (знать1спр.), бреет(брить1спр.искл.)

Пилит(пилить 2спр.)

Слышит ( слышать, 2 спр искл)

ЗАПОМНИ!  Окончания   глаголов    можно    определить    по неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть и

 зависеть, и терпеть. Остальные глаголы I спряжения.

Определи время глагола. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Запиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример.

26

Гласная в окончании глагола прошедшего времени: сосна(ж.р.) скрипела(ж.р.)

               дерево(ср.р.) скрипело(ср.р.)

Определи время, род глагола. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

27

Мягкий знак после шипящих в окончании глагола 2-го лица единственного числа:

стучишь ( 2-е л. ед.ч.)

Определи лицо, число глагола. Вспомни правило. Напиши слово правильно, выдели окончание, приведи  пример.

28

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола

(что делать?) беречь

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

29

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами:

Не печалься

Найди частицу. Определи часть речи.  Запиши верно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

30

Глаголы с — тся, -ться:

он (что делает?) учится ( 3-е л.);

хочет ( что делать?) учиться ( неопр.ф.)

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Запиши слово правильно, приведи пример.

31

Гласные и согласные в изученных приставках суффиксах.  полетели, забежали, пошли, отвозить; учитель, водитель, строитель

Запиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), приведи  пример.

32

Звонкие и глухие согласные в приставках

сделать, подпрыгнуть, разболтать, раскатать, сбегать, склевать.

Запиши слово правильно, выдели приставку, приведи  пример

Ошибки типичны, успех уникален, — Маргулан Сейсембай.

100 % людей на Земле совершают ошибки. Без ошибок невозможны никакие успехи и достижения, никакой прогресс.

Ошибки — это нежеланные дети ваших решений. О том, как принимать решения взвешенно, мы писали здесь и здесь. Но даже самое продуманное и проработанное решение содержит риск ошибки. Кроме того, невозможно привести полный список ошибок, ведь они сильно зависят от ваших особенностей: характера и темперамента, контекста, ситуаций. Однако большинство ошибок происходят по одинаковым принципам, и исследование этих принципов позволит сократить число неудач. 30 июня члены Кайдзен-клуба встретятся на «Лаборатории решений». На встречах мы обсуждаем оптимизацию выбора, сложные кейсы и науку о принятии решений. В качестве подготовки мы поговорим о том, как правильно работать над ошибками.

Важность алгоритмизации

Ошибка, из которой извлечён урок, не является ошибкой. Порой цена этого урока слишком высока. В то же время, какой бы высокой она ни была — это лучше, чем оплатить дорогостоящий урок и не прийти на занятие.

Алгоритмизация ошибок — это процесс распознавания, анализа и управления ошибками с целью минимизировать их воздействие и повысить нашу эффективность и качество жизни.

Алгоритмы позволяют тратить меньше времени на работу с ошибками. Дело в том, что планирование сокращает время и энергию на выполнение дела. Если вы знаете следующее действие, то вам не нужно отвлекаться на то, чтобы продумать его. Алгоритм — это своего рода универсальный стандартный план.

Триггеры запуска

Каждый алгоритм включает в себя триггер запуска — событие, после которого вы должны применить его. В контексте анализа ошибок, триггерами могут быть:

  • Обнаружение ошибки. Когда мы осознаём, что что-то идёт не так, следует проанализировать причины. Например, ваш подчинённый прокрастинирует на рабочем месте. Не следует сразу же наказывать его. Лучше понять, почему он так поступает. Этот триггер вскрывает ошибки, которые не приводят к аварийным ситуациям, но фоново снижают эффективность.
  • Результаты, не соответствующие ожиданиям. Получение ошибочного результата является очевидным триггером анализа. К неверным результатам приводят неверные процессы, обусловленные причинами, которых мы коснёмся позже.
  • Сигналы из окружающей среды. Внешние сигналы и обратная связь из окружающей среды — это триггер запуска алгоритма анализа ошибок. Например, когда люди указывают на наши ошибки, предлагают улучшения или критикуют наши действия.

Алгоритм анализа и избежания ошибок

Алгоритм анализа и избежания ошибок запускается триггером и включает в себя следующие шаги.

1. Идентификация ошибок

Как только вы столкнулись с ошибкой, важно понять, к какой категории она относится. Существует две сферы, где появляются ошибки: ошибочный результат и ошибочный процесс. Ошибочный результат — разница между расчётным ожидаемым результатом и полученным фактически. Ошибочный процесс — это непреднамеренное отклонение от правильных действий.

2. Анализ причин

Причины совершения ошибок:

  • Недостаток знаний. Если человек не разбирается в чём-то, он даже не будет знать, что делает неправильно.
  • Недостаток навыка. Если человек не умеет делать что-то, то результат с большой вероятностью будет ошибочным. Однако научиться можно лишь на практике, а значит следует выделить время, за которое можно приобрети навык на практике под контролем супервизора.
  • Неправильные предположения и оценка ситуации. Знания и навыки работают в теории и при обучении. На деле каждая ситуация несколько отличается от теоретической абстракции. Стоит сравнить ситуацию с другими из опыта и определить все “дано” и нет ли новых “неизвестных”.
  • Отсутствие плана. Когда у вас нет плана, вы не знаете следующее действие. Значит, по завершении текущего вы будете принимать решение о том, какое действие совершить, что заберёт энергию. Кроме того, стоит иметь план “Б”.
  • Халатность. Небрежное, нерадивое или недостаточно тщательное отношение к выполнению задач, обязанностей или процессов. Она характеризуется недостатком внимания, неосмотрительностью и неряшливостью в действиях. Глубинной причиной халатности является недостаток мотивации, нелюбовь к процессу и нежелание совершенствоваться.

3. Оценка последствий

Оцените, к каким последствиям приводят ошибки в жизни, работе или отношениях. В этом ключе бывает только два типа ошибок: с обратимыми и необратимыми последствиями.

Необратимые ошибки — самые опасные ошибки, которые могут существенно повлиять на вашу жизнь или существенно отбросить вас от достижения целей. Перед принятием любого решения прежде всего стоит задать себе вопрос: «Сможет ли данная ситуация привести меня к необратимым последствиям в случае, если я ошибусь?»

Не стоит бояться совершать ошибки, но стоит остерегаться ошибок с необратимыми последствиями.

4. Разработка исправляющих действий.

Определение и разработка плана действий для исправления ошибок — ключевой компонент алгоритма. Это включает:

  1. обучение и приобретение новых навыков,
  2. изменение подхода,
  3. принятие конкретных мер для предотвращения повторения ошибок в будущем.

5. Практика и обратная связь

Практика и повторение новых действий помогают закрепить положительные изменения и устранить старые привычки. Важно получать обратную связь от себя или от других людей, чтобы оценить эффективность применяемых исправлений и вносить корректировки при необходимости.

6. Непрерывное улучшение

Согласно принципам Кайдзен, анализ ошибок должен быть непрерывным процессом, направленным на постоянное улучшение. Путем наблюдения, анализа и рефлексии мы постепенно совершенствуем свои действия и избегаем повторения ошибок.

Типичные группы ошибок

Чтобы стать успешным, нужно выполнять действия и достигать целей с наименьшим количеством ошибок.

Для этого есть следующие шаги, на каждом из которых человек может допустить типичную ошибку. Мы представим алгоритм и напишем про возможные ошибки.

1. Чёткое понимание и виденье своей цели.

У корабля, не имеющего цели, нет попутного ветра. Любое действие должно быть осмысленным. Если нет цели, то невозможно ни оценить адекватность результата, ни внести корректировки. Кроме того, отсутствие цели означает отсутствие мотивации, это особенность устройства психики.

2. Чёткое виденье и план процесса по достижению цели.

Если нет плана, то путь к цели туманен, как в пространстве, так и во времени. Кроме того, планирование позволяет обнаружить возможные ошибки заранее. Например, у вас было видение: сделать продукт, запустить рекламу и продать его. Однако здесь не учтено, что для запуска рекламы, необходимо сделать креативы, а это дополнительные затраты по времени, деньгам и вниманию.

3. Действие согласно плану или алгоритму.

Мало сказать, надо сделать. Помните, что действия не должны оказывать высокой нагрузки на ваши ресурсы, а также следуйте принципу завершённости дел. Если какой-то пункт плана не получается завершить легко, значит, его планирование было недостаточно прозрачным.

4. Контроль отклонений от плана.

Всегда всплывают дополнительные детали. При планировании важно учитывать не только свои действия, но также силы содействия, противодействия и нейтральные. Кроме того, момент планирования отличается от момента исполнения, а значит какие-то факторы могут измениться.

5. Анализ отклонений, изменение плана либо исправление отклонений.

Отклонение служит толчком к переработке плана. Новые условия, хотя могут создать трудности, также открывают новые возможности. В исходный план желательно встраивать буферы и запасные варианты, чтобы возникающие проблемы не приводили к необратимым последствиям.

6. Сравнение полученного результата с ожидаемым.

Если полученный результат значительно отличается от ожидаемого, значит процесс был неверным. При этом важно понимать, что ничто в этом мире не соответствует ожиданиям. Определите для себя, что в результате важно, а что — факультативно.

7. Создание паттерна предотвращения ошибки

По достижении результата соберите все совершённые ошибки и результаты корректировок. Следующий подход к этому делу включит эти уроки и позволит эффективнее его реализовать.

Заключение

Мы рассмотрели тему ошибок и важность алгоритмизации работы над ними. Алгоритмы создают стандартные процедуры, которые делают жизнь проще. Любой алгоритм запускается по триггеру, в случае работы с ошибками это: обнаружение ошибки, несоответствующий результат или сигнал из окружающей среды.

Алгоритм анализа и избежания включает в себя идентификацию ошибок, анализ их причин, оценку последствий, разработку исправляющих действий, применение их и повторный анализ. Сами же ошибки возникают на любом из этапов дела и связаны с: неправильным целеполаганием, неправильным планированием, неправильными действиями, отсутствием контроля за отклонениями, ошибочным анализом, неправильной оценке результата, неправильным созданием паттерна избежания ошибок в будущем.

В целом, работа над ошибками- компонент принятия решений. 30 июня члены Кайдзен-клуба встретятся онлайн, чтобы обсудить эту и другие темы, связанные с выбором. Подробнее о вступлении в Клуб узнайте здесь.

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.


В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом


12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне


13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь


14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(з\с)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

  • Хочется предупредить от ошибок которые допускаются на отдельных предприятиях
  • Хотлайн майами выдает ошибку
  • Хонда фит гибрид ошибки на табло
  • Хотпоинт аристон стиральная машина ошибка f06 как устранить ошибку
  • Хотпоинт аристон стиральная машина ошибка f17