Уделить внимание к кому либо лексическая ошибка

Всего найдено: 9

Здравствуйте! Как грамматически верно :»человек не уделяет вниманиЯ чему-то» или «человек не уделяет вниманиЕ чему-то»?

Ответ справочной службы русского языка

Правилен первый вариант. Не уделять внимания — устойчивое сочетание.

уделять внимание на каждую мелочь. Как правильно

Ответ справочной службы русского языка

Корректные варианты: уделять внимание каждой мелочи и обращать внимание на каждую мелочь.

Скажите, пожалуйста! Нужна ли в предложении запятая:

1. «Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.»
2. «Для победы, предстояло еще немало потрудиться всем вместе.»

Часто встречаю подобные ситуации, запуталась, вроде бы запятую никогда не ставила, возможно, я была не права, а тут написано правильно? Или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Здесь нет никаких оснований для постановки запятых. Правильно без них.

Развивая игру, нам приходится уделять внимание многим вещам…
Возможно ли употребление деепричастного оборота в данном случае?

Ответ справочной службы русского языка

Да, конечно.

Здравствуйте!

С этих пор компания начинает уделять внимание экстремальным видам спорта, тем самым(,) приобретая репутацию самых надежных часов для экстрима.

Нужна ли запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, запятую после тем самым ставить не надо. Предложение построено неудачно: получается, что компания приобретает репутацию часов.

В чём заключается грамматическая ошибка в предложении: «Он мало внимания уделял на это задание»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ошибка в управлении. Правильно: уделять внимание чему-то: он мало внимания уделял этому заданию.

Добрый день! Как правильно: уделять время на разговоры с…, уделять время рзаговорам с…7

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: уделять время разговорам, тратить время на разговоры.

как иначе можно сказать «уделять внимание»?

Ответ справочной службы русского языка

Уделять время, быть внимательным к кому-либо.

Пожалуйста, подскажите синонимы к слову уделять

Ответ справочной службы русского языка

Выделять, предоставлять.

Уделить значение или внимание?

придавать-значение

Есть два устойчивых сочетания, которые часто смешивают между собой. Со словом «внимание» употребляется глагол «уделять». А в сочетании с существительным «значение» пишется глагол «придавать». Уделять внимание — тратить на что-то своё время, а придавать значение — считать что-то важным. Примеры: Тебе нужно больше уделять внимание учёбе. Не придавай такого значения его словам.

Уделить значение или внимание

Напомним, что правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями, закреплёнными в русском литературном языке, называются лексическими нормами.

Под лексическими нормами, или нормами словоупотребления, также понимаются нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление лексической единицы в тех значениях, которые она имеет в литературном языке и которые зафиксированы в словарях.

Незнание или неточное знание значения слова становятся причиной нарушения лексических норм. Нарушение лексических норм ведёт к серьезным речевым ошибкам, к возможности двоякого толкования высказываний. Далее разберём наиболее распространённые в деловой речи, в процессуальных документах ошибки, возникающие в связи с нарушением лексических норм.

Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова

Нарушение лексической сочетаемости. При выборе и употреблении слова в тексте следует учитывать не только значение, которое присуще лексической единице в литературном языке, но и её способность соединяться с другими словами. Такая способность может быть неограниченной или, напротив, предельно ограниченной.

К факторам, оказывающим влияние на характер лексической сочетаемости, относятся: семантика слов, их стилистическая принадлежность, эмоционально-экспрессивная окраска, грамматические свойства и др. Примером лексической несочетаемости может служить употребление в предложении словосочетания оказать внимание вместо правильного уделить внимание: Большое внимание будет оказано благоустройству города.

Неразличение паронимов. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но полностью или частично отличающиеся по значению. Например, неправильно употреблено слово расписка в следующей конструкции: Я, Сериков Константин Юрьевич, проживающий по адресу: г. Энск, ул. Пушкина, д. 15, кв. 60, даю настоящую расписку следователю Кернову В. А. в том, что до окончания расследования уголовного дела обязуюсь не отлучаться с места жительства (в соответствии со смыслом конструкции должно быть употреблено слово подписка). Затруднения вызывают при употреблении многозначные глаголы представить и предоставить.

В соответствии с наиболее важными для деловой речи значениями данных глаголов возможны словосочетания представить к награде, представить к очередному званию (ходатайствовать о чем-либо), представить отчёт (предъявить, доставить, сообщить) и предоставить отпуск (дать какое-то право, возможность). В зависимости от контекста правильными будут словосочетания представить доказательства (т. е. предъявить, показать) и предоставить доказательства (т. е. дать возможность выполнять с предметами какие-либо операции).

Неточный выбор синонимов. Синонимы позволяют более полно, детально описать ситуацию, выразить мысль. Однако следует помнить, что большая часть синонимов имеют оттенки в семантике, а также различную функционально-стилистическую окраску. Например, стилистически нейтральны, а значит, не имеют ограничений по сфере употребления синонимичные слова сказать, рассказать, сообщить; просторечным является глагол обсказать; разговорным – расписать (пространно, красочно рассказать).

Глагол показать в значении дать показания употребляется в тексте документа, когда определён правовой статус участника судопроизводства: подозреваемый, свидетель. Употребление синонима без учёта оттенков в семантике или стилистической окраски ведёт к речевой ошибке.

В предложении В настоящее время в криминалистике создано массовое количество инновационных форм, позволяющих совершенствовать процесс раскрытия преступлений неправильно употреблено слово массовое, вместо широкого, универсального по значению синонима большое. Первый синоним имеет семантические оттенки, определяющие включение его в конструкции рядом со словами, называющими действия людей, ср.: массовые выступления, массовое движение «зелёных», массовое производство 1. Со словом количество в значении величина, число 2 оправданным является употребление прилагательного большое.

Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) смысловая избыточность, возникающая вследствие употребления в словосочетании или предложении слов, частично или полностью совпадающих по значению (например, в 19 часов вечера, совместное соглашение, своя автобиография, коллеги по службе, в мае месяце, свободная вакансия, прейскурант цен, предельный лимит).

Поскольку данная ошибка создаётся вследствие избыточности содержательного плана, то исправляется плеоназм путём исключения лишнего слова из словосочетания или предложения. В отношении ранее приведённых плеонастических словосочетаний правильными вариантами будут соответственно: в 19 часов, соглашение, автобиография, коллеги, в мае, вакансия, прейскурант, лимит.

Следует учитывать, что некоторые плеонастические словосочетания закрепились в языке (экспонат выставки). Нормативными стали сочетания реальная действительность, практический опыт, информационное сообщение. Выражение монументальный памятник ранее, с учётом прямого, исходного значения прилагательного монументальный, расценивалось как избыточное.

Однако в дальнейшем, уже в XIX в., у слова монументальный на базе прямого значения появилось переносное: поражающий своими размерами, величественностью. Употребление в этом значении прилагательного монументальный в соединении со словом памятник не создает плеонастичности высказывания. Немало случаев, когда плеонастическое на первый взгляд определение в действительности уточняет, конкретизирует обозначаемое понятие.

К подобного рода словосочетаниям относится период времени. В учебной и научной литературе оно трактуется неоднозначно. Ранее данное выражение определялось как избыточное, так как первое значение слова период, греческого по происхождению, – промежуток времени.

Однако у слова постепенно появились новые значения (мат. группа повторяющихся цифр в периодической десятичной дроби; лингв. большое сложное предложение, при чтении распадающееся по интонации на две или более части, и др.), которые своим существованием обусловливают целесообразность уточняющего дополнения при употреблении в первом значении слова период (времени).

Назовем другие словосочетания, вначале избыточные, а затем закрепившиеся в качестве нормативных в русском языке: реальная действительность (ср.: виртуальная действительность), практика работы, частная собственность (ср.: государственная собственность, муниципальная собственность), народная демократия (ср.: рабовладельческая демократия), экспонаты выставки, букинистическая книга.

Тавтология (греч. tautologia, от tauto – то же самое и logos – слово) – употребление однокоренных слов в одном словосочетании или предложении.

Например: Последовательное решение следующих задач…; Вопрос выделен в отдельную тематику; Более 20 дисциплин, которые преподают преподаватели кафедры.

Интересно

Частным случаем тавтологии является тождесловие – употребление одного и того же слова в одном предложении: В комплекс вошли: гостиница, социальная фирма и страховая фирма. Правильно: В комплекс вошли: гостиница, социальная служба и страховая компания. Необходимо отметить, что в отличие от плеоназма при тавтологии ошибка носит структурно-формальный характер, содержательная сторона находится в данном случае на втором плане. Поэтому тавтология исправляется путём замены одного из однокоренных слов на неоднокоренной синоним. Вместо Следует учитывать следующие факторы возможна конструкция Необходимо учитывать следующие факторы.

Неправильное использование многозначных слов. Как отмечалось выше, большинство слов являются многозначными. В связи с этим необходимо помнить, что словесное окружение должно соответствовать значению, в котором лексема употребляется. Если предложение построено без учёта таких требований, возникает двусмысленность высказывания.

Например, в предложении Подсудимый прослушал приговор из контекста неясно, в каком значении употреблено слово прослушать: внимательно выслушать то, что говорят, либо, напротив, не воспринять, не услышать. Возникновение условий для двоякого толкования высказываний недопустимо в юридических текстах.

Нецелесообразное употребление заимствований. Применение иностранных слов должно быть целесообразным, т. е. вызываться необходимостью. Если предстоит сделать выбор между синонимами, один из которых – русское слово, а другой – заимствованное, надо, прежде всего, определить, существенной ли для выражаемой мысли является семантическая разница между ними.

Если иностранный синоним имеет оттенки значения, которые важны для текста и отсутствуют у исконно русского слова, выбор в пользу заимствованного варианта оправдан. Рассмотрим пример. Слова удобный и комфортабельный являются синонимами. Второе слово при этом более точно передает оттенки смысла – удобный в бытовом отношении, благоустроенный.

Поэтому при реализации в предложении данного значения целесообразно будет употребить слово комфортабельный. Однако в любом случае, независимо от смысла высказывания следует отдать предпочтение словам продлен (продлить, продление) вместо пролонгирован (пролонгировать, пролонгация), представить вместо репрезентовать: Возможна пролонгация договора (вместо слова пролонгация следует употребить продление).

МБОУ СОШ №2

Урок по русскому языку для 9 класса.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Учителя русского языка и литературы

Козаченко Марины Леонидовны.

г. Темрюк.

2013г.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
  2. Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
  3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.

Оборудование урока:

  1. Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
  2. Раздаточный материал для групповой работы.
  3. Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
  4. Выставка лексических словарей.
  5. Фломастеры красные и синие.

Ход урока.

  1. Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению».
  1. Способный легко растрогаться, расчувствоваться.
  2. Придать чему- нибудь окончательную и необходимую форму.
  3. Отзывчивый, гуманный.
  4. Умильный, слащавый в обращении.
  5. Громадный, свойственный титану.
  6. Человек, который ведёт строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
  7. Непринуждённый, натуральный.
  8. Болезненно-угнетённое состояние, тоска, хандра.
  9. Очарование, притягательная сила.
  10. Человек, легко возбудимый с быстрой сменой эмоций.
  11. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею. А также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

Ответы:

  1. сентиментальный.
  2. оформить.
  3. человечный.
  4. елейный.
  5. титанический.
  6. аскет.
  7. естественный.
  8. меланхолия.
  9. обаяние.
  10. сангвиник.
  11. тезис.

1

2.Знакомство с темой урока.

Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.

Сочетаемость – способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи.

3. Слово учителя.

Познакомиться со статьёй «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ» из «Энциклопедического словаря юного филолога».

Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей:

Согласование прилагательного- определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).

Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.

Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса. А только с некоторыми. Например, существует класс слов. объединяющих общим смыслом множество, совокупность: стадо, табун, стая, рой, косяк, орда и т.п.

При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов.

Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц или волков, рой пчёл, косяк рыбы и т.п.

Различия в лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но внутри одного языка – в разные эпохи его развития.

4. Знакомство с другими лексическими словарями и справочниками.

Учитель знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Словарь русского языка».
  2. В.П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь».
  3. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. «Словарь трудностей русского языка».
  4. Д.Э. Розенталь. «Справочник по русскому языку. Управление в русском языке».
  5. Д.Э. Розенталь. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».

2

5. Найдём предложения, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.

  1. Поэма «Мёртвые души» оказала на меня просто неизгладимое впечатление.
  2. Ноздрёв сыграл большую роль в этой истории.
  3. Это не играет никакого значения.
  4. У него особая стать жизни.
  5. Манилов любит жену.
  6. Поэма поможет читателям получить мнение о России XIX века.
  7. Манилов продал мёртвые души Чичикову.
  8. Чичиков не подсчитывал убытки.
  9. Ноздрёв не уделяет внимание семье.
  10. Чичиков придаёт большое значение сбору мёртвых душ.

Ключ: 1,3,4,6,10.

  1. Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).

Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

« И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь. И всё летит… Эх тройка! птица тройка, кто тебя выдумал7 знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябят тебе в очи.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  1. Редактирование.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить её (речевую – фломастером красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает её руководитель, выбранный из числа членов группы.

1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из биографии Гоголя и проанализировать.)

2-я группа: Писатель уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)

3

3-я группа: В «Мёртвых душах» автор чётко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века. ( Неправильно подобрано наречие – «усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мёртвых душах» автор ярко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)

4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. ( Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)

5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мёртвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мёртвые души.)

6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай в уме. Искажён фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай с ума.)

8. Обобщение изученного.

Ученики отвечают на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке?»

9. Домашнее задание.

Найдите словосочетания, которые построены правильно:

  1. преимущество над чем-либо.
  2. роль стали играть.
  3. беспокоиться за сына.
  4. подвести результат.
  5. проявить внимание к кому-либо.
  6. превосходство над кем-либо.
  7. уделить внимание к кому-либо.
  8. оплатить за проезд.
  9. заплатить за проезд.
  10. поднять тост.

М.Л. Козаченко,

Краснодарский край

 г. Темрюк.

4

         —          

Лексические ошибки ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Lagodin_Vladimir

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 26.09.2011
Образование: среднее
Откуда: Россия
Возраст: 35

 

Лексические ошибки

Задание: найти, объяснить и исправить лексические ошибки.
1 В следующем году предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. Ошибка — тавтология работа.
Правильные варианты:
а)В следующем году предстоит большая работа по разработке годового плана.
б)В следующем году предстоит разработка годового плана предстоящей работы.

2 Нужны весомые аргументы, чтобы изменить традиционную технологию производства.
Ошибка — плеоназм (слово технология имеет значение способ производства в отрасли.
Правильные варианты:
а)Нужны весомые аргументы, чтобы изменить технологию производства.
б)Нужны весомые аргументы, чтобы изменить традиционное производство.

3 Мы оказались перед принятием решительных решений.
Ошибка в использование фразеологического оборота.
Правильные варианты:
а)Мы оказались перед принятием решительных действий.
б)Мы оказались перед принятием быстрых решений.

4 Необходимо уделить самое большое значение борьбе с преступностью.
Ошибка????
Правильные варианты:????

5 Эта политика уже приносит положительные плоды.
Ошибка в сочетаемости слов.
Правильный вариант:
Эта политика уже приносит положительные результаты.

Проверьте пожалуйста. На 4 предложение ничего не приходит на ум.

Аватара пользователя

irida

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 58

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

irida »

4 Необходимо уделить самое большое значение борьбе с преступностью.
Ошибка????
Правильные варианты:????

…уделить большое внимание.

Автор темы

Lagodin_Vladimir

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 26.09.2011
Образование: среднее
Откуда: Россия
Возраст: 35

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Lagodin_Vladimir »

Что-то такое крутилось в голове, но не мог сформулировать. Остальные правильно?

Аватара пользователя

ALNY

по чётным — академик
по чётным - академик
Всего сообщений: 1291
Зарегистрирован: 31.05.2010
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Россия, Омск

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

ALNY »

Lagodin_Vladimir:Остальные правильно?

Сдается мне, что нет.
В п.1 избыточность речи. Если разговор идёт о планах, а не о подведении итогов, то использование слова «предстоящей» — речевая ошибка. Вариант 1б) неверен.
В п.2 недостаточность речи. Технологии используются не только в производстве. Есть, например, технологии продвижения товара на рынок. Поэтому уточнение «технология производства» нормально. А вот аргументы (даже весомые) технологии не меняют. Они могут только убедить/побудить людей, чтобы те начали что-то менять.
Но, даже если Вы и правы, то в 2а) осталось сочетание «технологию производства».
П.3. Нельзя оказаться перед принятием решений. Можно столкнуться с необходимостью принятия решений. Решения могут быть решительными, т.е. окончательными и вполне определёнными, но само сочетание «решительное решение», конечно же, нехорошее. Почему именно — это филологи лучше меня объяснят.
П.4. Уделить значение нельзя. Либо, как уже сказано, уделить внимание, либо — придать значение.
П.5. Тут согласен. Плоды не обладают свойством положительности-отрицательности.

Автор темы

Lagodin_Vladimir

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 26.09.2011
Образование: среднее
Откуда: Россия
Возраст: 35

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

Lagodin_Vladimir »

Большое спасибо за разъяснения. Очень полезный форум, особенно для заочников.

sam_gys123

Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 13.12.2012
Образование: студент
Откуда: Северодвинск
Возраст: 37

 

Re: Лексические ошибки

Сообщение

sam_gys123 »

5 Эта политика уже приносит положительные плоды.
Ошибка в сочетаемости слов.
Правильный вариант:
Эта политика уже приносит положительные результаты.[/quote]

Приносить можно плоды, а результаты давать.
Правильный вариант: Эта политика уже дает положительные результаты

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    1691 Просмотры
    Последнее сообщение Мариам


  • 10 Ответы
    15189 Просмотры
    Последнее сообщение zaraza


  • 4 Ответы
    2323 Просмотры
    Последнее сообщение chuPC


  • 4 Ответы
    1940 Просмотры
    Последнее сообщение RKK


  • 13 Ответы
    3810 Просмотры
    Последнее сообщение Марго


  • Уделять заботу лексическая ошибка
  • Уделите мне пожалуйста минуту своего времени лексическая ошибка
  • Удалить ошибки ниссан тиида
  • Уделять внимание лексическая ошибка
  • Уемов логические ошибки отзывы